Как заработать на босоногом рынке

Обувной рынок — один из самых интересных сегментов российского ритейла по многим причинам. Это третий по объему потребительский рынок после торговли продуктами питания и одеждой. Аналитики разнятся в оценках, но все называют сумму более 20 млрд долл. в год. Спрос на обувь стабилен, и потенциал по росту потребления у рынка большой — в России есть четыре четко выраженных сезона. Но самое главное, этот кусок никому не принадлежит. В среднем консолидация на обувном рынке составляет 15—20%, и то в основном за счет низкоценового сегмента, где правит бал «Центробувь» с ее 1200 магазинами (около 30% экономсегмента рынка, по моим оценкам).

Высокий ценовой сегмент консолидирован примерно на 20%, там работают крупные сетевые игроки, такие как Ecco, Corso Como, «Эконика», Carlo Pazolini, Moscotte и т.д.

Интерес представляет средний ценовой сегмент, в котором обувь стоит от 3 тыс. до 7 тыс. руб. за пару. В стоимостном выражении этот сегмент занимает 50—60% рынка, и доля сетевиков здесь менее 10%. В основном на этом рынке работают небольшие локальные сети, состоящие из трех—пяти магазинов. У них нет ни единой марки, ни сильного продукта. Значительна доля и неорганизованной рыночной торговли — вещевых рынков.

Еще несколько лет назад обувной ритейл развивался вполне вальяжно, сети открывали по пять—десять магазинов в год и не торопились занимать рынок. Все изменилось пару лет назад, когда незанятую нишу приметили крупные сети. Рынок встряхнула «Центробувь», появились Kari, Obuv.com и другие компании. Нормальными темпами развития стало открытие сотни магазинов в год и привлечение миллионных инвестиций. Обувной рынок наконец-то встал на привычные для ритейла рельсы консолидации, по которым уже прошел сотовый, фуд-ритейл, рынок бытовой техники и многие другие сферы торговли.

Не стоит ожидать, что скоро мы придем к ситуации, которая сложилась в сотовом ритейле, где рынком управляют три-четыре игрока. Обувной рынок — это рынок нестандартного товара, рынок fashion, а магазины предоставляют не просто полки для продукции. В разных обувных сетях товар отличается по цене, дизайну, бренду, поэтому любому игроку, даже самому амбициозному, вряд ли можно мечтать о захвате даже 20% рынка. Но забрать себе часть пирога в 8—10% вполне реально. Возьмите опыт других стран: крупнейшая обувная сеть Германии Deichmann занимает 12% национального рынка. Аналогичная ситуация в США, где крупнейшим торговцам обувью принадлежит 10—12% американского рынка.

В России же пока места хватает всем: при входе в другие регионы мы не чувствуем конкуренции. К примеру, на Дальнем Востоке мы были одной из немногих сетевых компаний, там можно открывать десятки магазинов и наращивать свою долю на региональном рынке. Все зависит только от того, насколько профессиональна команда и отработана технология выхода в новые регионы и подбора торговых площадок. Обувные сети сейчас вполне могут расти на десятки процентов в год. И крупные игроки готовы покупать сети поменьше.

Сегодня наиболее выигрышная стратегия в нашем бизнесе — постоянный поиск и покупка не только мест аренды, но и игроков с сильными брендами. Важно, на мой взгляд, делать ставку на многоформатную розницу, то есть развитие нескольких брендов, ориентированных на разные аудитории. Опыт более развитых европейского и американского рынков свидетельствует о том, что только многоформатность позволяет занять существенную долю на рынке в среднеценовом сегменте. Та же самая компания Deichmann развивает пять брендов. В портфеле лидера польского обувного рынка компании NG2 тоже несколько брендов. Что это означает для владельцев небольших сетей?

Скоро наступит время, когда на продаже бизнеса можно неплохо подзаработать. Как до кризиса банки продавались по цене 10—12 капиталов, так и крупная стабильная обувная сеть скоро будет цениться дорого. «Упаковывайте» бизнес до 20—30 точек, делайте качественный дизайн в салонах, создавайте сильный бренд с широкой аудиторией лояльных покупателей, не скупитесь на команду, и скоро к вам придут покупатели, готовые щедро платить за ваш бизнес. Обувной рынок будет стремительно консолидироваться в ближайшие три—пять лет. Однако слишком завышать цену тоже не стоит — вспомните судьбу сетей, которые когда-то не купили «Евросеть» и «Связной». На волне M&A заработать сможет только сговорчивый и расторопный продавец.


Более подробную информауию по Как заработать на босоногом рынке Вы можете получить у наших менеджеров.